Автомобили на иностранных номерах: риски и преимущества

  1. Сквозь дыру в законе
  2. Могильники бюджетных иномарок
  3. европейские риски
  4. Четыре колеса проблемы

За последние два года Европа стала ближе к Украине. По крайней мере, если говорить о покупке автомобиля с пробегом, зарегистрированного в ЕС, - подобными теперь торгуют буквально на обочинах киевских улиц.

Около € 2,0-4,5 тыс. - вот цена автомобилей, которые уже поездили в ЕС, но все еще крепкие и аккуратные на вид, - пишет "Новое время".

Секрет их дешевизну в том, что они завезены в Украину нерастаможенными. То есть формальным владельцем является литовская или польская фирма, а фактическим владельцем станет украинский гражданин. Тонкости отечественного законодательства позволяют покупателю годами ездить на таких автомобилях.

"Проблем с ними нет. В крайнем случае, если изменится закон, на разборку (разобранную на запчасти) за € 1,5 тыс. Сдашь", - пояснил парень, который готов под заказ пригнать в Украину машину из Европы.

"Давай € 200 задатка - чтобы мы понимали серьезность твоих намерений, и начинаем работу", - тут же предлагает этот парень, который представился Ильей.

Подобные торговцы не выглядят миллионерами, но в стране их так много, что совместными усилиями они уже обеспечили своим "товаром" или не пару миллионов человек. Чаще всего такие автодилеры предлагают машины на литовских или польских номерах.

Елена Чепижко, директор департамента общественных связей компании Еврокар, которая выпускает в Украине автомобили бренда Skoda, объясняет: никто в стране не может назвать точное количество машин на еврномерах, которые ездят по отечественным дорогам. Ее персональная консервативная оценка - около 1500000.

Эти люди превратились в общественную силу, которая не боится в споре с властью перекрывать дороги и вступать в конфликты с полицией. А такое случается все чаще: чиновники пытаются остановить или как-то урегулировать поток "автохлама", угрожая его владельцам санкциями и штрафами. В ответ владельцы иномарок на Еврономер объединяются и требуют безусловной легализации.

Сквозь дыру в законе

Приобретение легкового на иностранных номерах - дело нескольких часов, если брать уже пригнанную в Украине машину, или недели - если ввозить авто под заказ.

Далее автомобиль с ЕС, как правило, класса люкс и недорогой, начинает служить своему украинскому клиенту.

"В основном это машины, которые после оформления документов стоят около € 5 тыс.", - говорит Сергей Федчун, начальник отдела продаж автомобилей с пробегом Das Welt Auto компании Порше Украина, которая торгует брендами концерна VW. Более дорогие экземпляры если и берут, то только те, кому "очень хочется классный автомобиль за малые деньги".

В подобных машин есть еще одна общая черта - они сделаны до 2010 года, когда в ЕС ввели новые эконормам Евро-5, существенно удешевило ранее выпущенные машины на вторичном рынке.

Завезти таких недорогих "старичков" без нарушения закона в Украине уже нельзя - официальный Киев также присоединился к Евро-5. Но главное даже не это, а возможность заметно сэкономить на фискальных платежах. И речь идет о значительную сумму, что составляет до 50% от начальной цены.

Так, Volkswagen Passat 2010 года выпуска с 2-литровым дизельным двигателем в Литве можно купить за € 5,5-6 тыс. При этом, чтобы растаможить его официально в Украине, нужно заплатить € 2,8-3,1 тыс.

О том, как украинцы экономят на подобных платежах, НВ пояснили в одной из многочисленных фирм, которые сегодня поставляют автомобили на Еврономер отечественным покупателям.

Варианта два: временный ввоз или транзит.

Первый не слишком популярен, потому что не очень удобен и предусматривает друга-иностранца. Его суть такова: в Украине без таможенных пошлин на своем автомобиле въезжает гражданин ЕС. Здесь он его фактически продает, а формально выдает доверенность на покупателя-Украинской. Но через год иностранец снова должен вывезти и ввезти свой автомобиль в Украине. Кроме того, он обязан покупать у себя в стране полис обязательного страхования - € 50 раз в полгода - и проходить техосмотр, без которого автомобиль снимут с учета. А если машина попадет в Украине на штрафплощадку, забрать ее сможет только формальный собственник.

Техосмотр, который в ЕС машины проходят раз в пять лет, фигурирует и во втором варианте - транзитном. Но здесь он лишь второстепенным фактором.

Схема транзита завоевала среди соотечественников-автолюбителей популярность благодаря своей простоте.

В страну въезжает уже гражданин Украины. Сама машина, как правило, оформляется на специально созданную компанию в Литве, которая "передает" Украинская право на пользование автомобилем по договору поручения на 50 лет. Покупателя-соотечественника даже могут вписать в техпаспорт.

Срок пребывания транзитной машины в стране составляет 5-10 дней. Если больше, то фискалы на границе выписывают штраф - 8,5 тыс. Грн. Уже на территории страны по транзитной машиной никто гоняться не станет для проверки документов, и полиция не имеет доступа к базам Держфискалслужбы (ДФС), которая отмечает все то, что пересекает границу. Поэтому единственной причиной, которая заставляет владельца "литовца" все же заплатить эти 8,5 тыс. Грн, остается техосмотр. То есть раз в пять лет ради него украинский пользователь евромашины все же вынужден будет проехать через границу. Чтобы забыть о ней на следующие пять лет - если его потрепанная колесница на номерах ЕС выдержит очередной украинский цикл эксплуатации.

Причем продавцы "литовцев" не только сами ввозят машину в страну. Они еще и документально оформляют сделку, платят страховку и проходят в ЕС техосмотр перед продажей. Кроме того, обещают клиентам и круглосуточный юридическое сопровождение.

Итог всех этих ухищрений - добротный иностранный автомобиль с европейской историей эксплуатации по цене изрядно потрепанной на украинских дорогах дешевой российской Лады.

Могильники бюджетных иномарок

"Транзитные" машины на Еврономер расплодились в стране в таком количестве, что уже четко влияют на продажи демократических иномарок, которые только-только сошли с конвейера.

Как отмечают в компании AUTO-Consulting, в 2015 году на низкий ценовой сегмент приходилось 33% продаж новых машин в стране, в 2016-м - 25%, а по состоянию на май нынешнего года - 24%.

И если за полгода 2017 рынок автомобилей с конвейера в Украине в целом вырос на треть, то ультрадемократичний сегмент нарастил в продажах только 17%.

"Ввоз автомобилей на иностранных номерах существенно коснулось бюджетного сегмент рынка новых машин, - говорит Олег Омельницкий, директор AUTO-Consulting. - И тенденция усиливается".

Еще четче протекторы европейской автовторичкы отразились на судьбе новых коммерческих автомобилей: этот сегмент в Украине и вовсе просел на 3,5%, просто не выдержав конкуренции с "евромотлохом".

европейские риски

Юрист Андрей Вигиринский, заместитель руководителя компании Публичный аудит, утверждает: как бы ни хорохорились владельцы машин на Еврономер, а также торговцы евровторинкою, транзит - все равно нарушение, хотя и административное.

Кроме того, владельцы автомобилей с еврореестрациею не защищены в правах собственности с точки зрения украинского законодательства - договоры, по которым они купили машину, не имеют в стране юридической силы: право использовать транспорт для личных нужд имеют только те лица, которые ввезли его.

При этом Евроавто грозит и другим автовладельцам.

"Если владелец автомобиля с украинской регистрацией попадет в ДТП по вине" литовца ", то он рискует не получить средства на ремонт от виновного", - говорит Вигиринский.

Олег Назаренко, гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, профессионально отстаивает интересы официальных торговцев, также предупреждает: пользователь иностранного автомобиля фактически не получает никаких прав на транспортное средство.

Сам Назаренко даже слышал историю о том, как с покупателя автомобиля с литовской регистрацией по телефону неизвестные требовали € 100, угрожая, что в противном случае машину подадут в Литве в розыск.

И тем не менее миллионы украинских граждан ездят на иностранных номерах. "У нас налоги слишком высоки, поэтому у людей и возникает соблазн нарушить закон", - резюмирует Назаренко.

Почему ими не интересуются госорганы? В Вигиринского ответ: ДФС и Нацполиция никак не могут согласовать свои действия в этом вопросе. Ведь если они захотят, то вполне способны наладить систему противодействия "европейцам": прекращать ввоз подозрительных машин, конфисковывать сами автомобили или документы на них, а также штрафовать нарушителей.

Но, по словам экспертов, пока власть не хочет лишний раз раздражать миллионы избирателей. На фоне падения уровня жизни много Украинский увидели в импорте дешевых машин с ЕС какую-то компенсацию. И свое право на подобный подарок они готовы отстаивать силой: да, владельцы автомобилей в иностранной регистрации уже несколько раз блокировали магистрали и даже часть столичных улиц, добиваясь от власти легализации своих машин.

Четыре колеса проблемы

Интерес украинском, которые используют евровторинку, защищает уже целая общественная организация - Авто Евро Сила. Ее руководитель Александр Чернявский объясняет: они хотят, чтобы Украинская разрешили ездить на иностранных номерах при условии уплаты в бюджет ежегодного взноса в € 200.

"За год от таких платежей набежит 10 млрд грн в бюджет, - говорит он. - А если изменятся правила растаможивания, владельцы еще и заплатят пошлину".

Не против компромиссной схемы и официальные торговцы. Елена Чепижко с Еврокар говорит: можно было бы провести одноразовую амнистию - предоставить определенный период для легализации уже ввезенных иномарок. А потом привести рынок в соответствие с законодательством.

Каким образом провести амнистию - этот вопрос надо решить Верховной Раде, объясняет Роберт Хорват, народный депутат фракции Блока Петра Порошенко (БПП) и автор закона о снижении акциза на импорт иномарок. По его словам, сейчас в парламенте лежит несколько соответствующих законопроектов.

Один из них предполагает платный въезд и выезд для иностранных автомобилей - по € 300 в год. Но сам представитель БПП отстаивает проект одноразовой регистрации всех евромашин, при которой единственным дополнительной нагрузкой для их владельцев станет уплата НДС.

При этом Хорват против того, чтобы пропускать хлам, - мол, через сито должны пройти только машины с высокими экологическими нормами выхлопа, которые не вредят окружающей среде.

"Идея в том, чтобы перевести все на постоянные номера, легализовать и за полгода вычистить автотерриторию Украины. А затем поставить предохранители, чтобы оно больше не ехали", - объясняет депутат.

Поскольку Хорват представляет пропрезидентское большинство, шансов на одобрение парламентом в его законопроекта достаточно. Впрочем, как и времени у желающих завести из Литвы машину, чтобы потом попасть под действие подобного документа. Так что "евромотлох" в Украине по осени считать.

Почему ими не интересуются госорганы?