Разъемы в системах передачи

Рис. Метелла

Термин в широком смысле включает в себя все элементы, передающие мощность и крутящий момент двигателя на колеса автомобиля, а в более узких - только те, которые механически соединяют коробку передач с колесами.

В большинстве современных легковых автомобилей привод передается на передние колеса через полуоси с параллельными приводами на обоих концах. Это относительно простая конструкция. В случае транспортных средств с полным приводом это значительно усложняется, поскольку необходимы дополнительные механизмы для разделения крутящего момента между отдельными осями и колесами.

Шарниры и карданные валы должны соответствовать сложным требованиям сотрудничества с современными двигателями с повышением мощности и крутящего момента. Использование электронных систем управления распределением крутящего момента для сохранения сцепления шин с поверхностью также имеет большое значение для их конструкции.

При перемещении привода на управляемые колеса дополнительные проблемы конструкции создают уменьшение радиуса поворота, облегчая вождение (и парковку) транспортных средств в условиях интенсивного городского движения.

Конструктивные особенности

Все варианты параллельных (CV) соединений используются для передачи крутящих моментов между валами с переменным углом взаимного геометрического выравнивания их оси вращения. Понятие равновесия в этом случае означает полную синхронность вращательного движения двух соединенных частей, то есть отсутствие циклических изменений скорости вращения ведомого элемента, характерных для простейших поперечных соединений.

Слева: расположение стыков в стандартном современном легковом автомобиле, справа: шарниры и полуоси в автомобиле 4х4.

Привод, передаваемый одной полуосью, требует использования двух соединений разной конструкции. Один из них, обычно внутренний, то есть расположенный ближе к дифференциалу, должен позволять не только изменять углы, создаваемые соединенными валами, но также уменьшать или увеличивать их общую длину (согласно реакции подвесок на неровности дороги) с помощью скользящих соединений. Второй (внешний) обеспечивает только колебательные смещения двух полуосевых секций, но в большем угловом диапазоне по сравнению со скользящим шарниром. Этот диапазон влияет не только на максимальный ход подвески, но и на максимальный угол поворота переключателя.

Причины ускоренного износа

Каждая модель автомобиля сконструирована с учетом определенной специфики использования. Таким образом, соединения, предназначенные в основном для городского и дорожного движения, могут быть недостаточно долговечными для частых поездок по бездорожью или в гористой местности, что обычно связано с использованием максимального крутящего момента. Также вредны вибрации и удары, возникающие при движении по сильно неровным дорогам. Они вызывают перегрузку соединений, разработанных в основном для совершенно разных условий эксплуатации.

Они вызывают перегрузку соединений, разработанных в основном для совершенно разных условий эксплуатации

Слева: цельный вал с парой конструктивно разных шарниров, гомокинетический наружный шарнир (с ведомым и управляемым колесом) и гомокинетический внутренний шарнир (скользящий)

Фактором, ускоряющим износ шарнирных соединений, а также чехлов из резины или термопластов, является использование автомобиля при очень низких или очень высоких температурах окружающей среды. В случае сильных заморозков смазка взаимодействующих металлических поверхностей ухудшается, и в жаркую погоду смазка легко разлагается или протекает через протекающую крышку.

Необходимость компенсации длины оси на неровностях дороги

Зимние условия на химически очищенных снежных дорогах и ускорение коррозии металлов рассолом в атмосфере прибрежных районов также оказывают негативное влияние на гибкие покрытия. Эти явления также могут вызвать преждевременное повреждение резьбы и сплайна.

Оценка технического состояния

Эксплуатационная долговечность соединений CV должна быть достаточной для всего срока службы автомобиля, но на практике это правило не всегда подтверждается. Многие факторы могут влиять на необходимость их более ранней замены, о чем свидетельствуют характерные симптомы во время обычных проверок механизмов шасси.

Игнорирование неправильного функционирования суставов может привести к их полному выходу из строя и привести к очень серьезным проблемам при передвижении. Поэтому при каждом нахождении автомобиля в мастерской проверяйте соединения на предмет:

  • правильность затяжки винтовых соединений;
  • общее состояние поверхностей, подверженных атмосферным воздействиям;
  • возможное повреждение резиновых чехлов (порезы, трещины, отверстия, утечки смазки) и их хомутов (ослабление, разрыв, коррозия);
  • угловой зазор между последовательными частями полуоси;
  • продольный люфт в шарнирном наружном соединении.

Также желательно попытаться проехать по «восьмерке» колеи, используя максимальный поворот передних колес с обеих сторон. Суставы не должны шуметь.

Правильная замена

После демонтажа одностороннего колесного привода необходимо проверить состояние шлицевого вала. В случае каких-либо повреждений вся деталь должна быть заменена соединениями, а перед любой сборкой - тщательно очистить шлицевый конец и смазать небольшим количеством специальной смазки.

Автоматические линии обработки (слева) и термопласт на заводе Метелла

Резьбовые соединения всегда следует затягивать динамометрическим ключом с использованием крутящего момента, рекомендованного изготовителем транспортного средства, поскольку слишком сильное их натяжение приводит к самораспущению, а слишком сильное может привести к обрыву резьбы и полной потере устойчивости крепления.

Опыт Метелли

Уже более десяти лет мы принадлежим к мировым лидерам по производству приводных соединений. Работа наших дизайнеров, современные методы механической и термической обработки, а также тщательный подбор материалов обеспечивают эти изделия таким же или даже более высоким качеством, чем соответствующие оригинальные детали. Это качество строго контролируется на всех этапах производственного процесса с использованием высоких стандартов Metelli.

Это не пассивный игрок, поставляющий определенные запчасти на свободный рынок, а оригинальный производитель, обладающий собственным ноу-хау, опытом и всесторонними знаниями в области строительства, конструирования материалов и технологии изготовления соединений и их компонентов.

Испытательные стенды в лаборатории контроля качества продукции компании

Лаборатории Метелли используют широкий спектр моделируемых условий для фактической работы суставов, в которых проводятся специальные циклические испытания.

Все эти обстоятельства ставят Metelli на передний план поставщиков запчастей для приводных узлов, что должно быть дополнительной гарантией качества для их пользователей.