Главная Новости

Разбор столкновения "Хорта Барбоса" и "Си стар" |

Опубликовано: 02.09.2018

Страница 1 из 2

Что случилось на "Си стар", выяснить трудно, поскольку все выводы целиком основаны на показаниях кадета. Через некоторое время после того, как "Хорта Барбоса" была впервые обнаружена, второй помощник дал указание кадету закончить записи в судовом журнале. Вероятно, за девять-десять минут до 04.00 через штурманскую рубку в рулевую прошел заступающий на вахту старший помощник. Что происходило в течение следующих нескольких минут, неизвестно, поскольку все свидетели погибли. "Си стар", однако, находился на курсе 145°, когда кадет зашел в штурманскую рубку. За три-четыре минуты до столкновения судно следовало курсом 160°. А точно за три минуты второй помощник приказал ему проверить дистанцию до "Хорты Барбосы" по локатору. Кадет переключил прибор на меньшую шкалу дальности и обнаружил, что расстояние равно 1, 3-1,4 мили. Когда он вновь зашел в рулевую рубку, другое судно находилось на курсовом угле 25° слева по носу, показывая зеленый огонь. В действительности курсовой угол должен был быть значительно меньше. В момент измерения дистанции он составлял не более 3-4°, и в это время штурман скомандовал рулевому: "Больше право! " и почти сразу же - "Право на борт! ". Одновременно он дал один гудок и перед самым столкновением приказал положить руль лево на борт.

Мы можем только предполагать, что заставило поступать второго помощника таким образом. Изменение им курса на 3° вправо после первого обнаружения "Хорты Барбосы" почти определенно указывает, что он ожидал расхождения левыми бортами и не сомневался в своих действиях до появления на мостике старшего помощника. Хранят строительный гипс в сухих хорошо проветриваемых помещениях, на высоте минимум 0,5м. от пола.

Старпом, вполне вероятно, почувствовал некоторую тревогу относительно создавшейся ситуации и, возможно, выразил некоторое сомнение относительно намерений второго помощника разойтись с другим судном левыми бортами на данном курсе. Что бы ди произошло в эти последние минуты, второй помощник принял решение или был спровоцирован на роковое изменение курса. Возможно, было задето его самолюбие, и чтобы не подтвердились сомнения старпома относительно серьезности ситуации, он приказал изменить курс еще на 15° вправо.

К этому моменту стало очевидно, что предпринимаемые усилия не дают результата, и это толкнуло его к последней глупости приказу о перекладке руля право на борт.

Ошибки каждого настолько велики, что разделение ответственности вызвало определенные трудности. "Си стар" суд признал виновным в самых больших нарушениях и возложил на него ответственность за три четверти убытков. Лучшее, что можно сказать о втором помощнике "Си стар" в связи с его попыткой пересечь курс "Хорты Барбосы" на такой поздней стадии, так это то, что он был безрассудно храбрым.

Затем суд вынес приговор второму помощнику бразильского судна. Его обвинили в вопиющем пренебрежении своими обязанностями: в течение шести-семи минут он находился в штурманской рубке, занимаясь определением места, причем именно в тот момент, когда другое судно приближалось таким образом, что любое его отклонение от курса грозило опасностью.

Как уже указывалось в пятой главе, предположение, что приближающееся судно, следующее, по-видимому, безопасным курсом, сохранит этот курс, является настолько же распространенным, насколько и рискованным.

rss