Работы Циолковского

Опубликовано: 27.08.2018

видео Работы Циолковского

"Невозможное сегодня станет возможным завтра" (Циолковский К.Э.)
Работы Циолковского по космонавтике (продолжение)

Вторая часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами" была опубликована в 1911-1912 годах в журнале "Вестник воздухоплавания". В 1914 году вышло дополнение к первой и второй части труда того же названия отдельной брошюрой в издании автора. В 1926 году работа "Исследование мировых пространств реактивными приборами" была переиздана с некоторыми дополнениями и изменениями.


Удивительные миры Циолковского. Tsiolkovsky’s worlds of miracle. (With English subtitles).

Особенностью творческого метода учёного было единство научно-теоретического исследования и анализ и разработка возможных путей их практического осуществления. Циолковский научно обосновал проблемы, связанные с ракетным космическим полетом. Детально рассмотрел всё, что касается ракеты (одно- и многоступенчатой): законы движения ракеты, принцип её конструкции, вопросы энергетики, управления, проведение испытаний, обеспечения надежности систем, создание приемлемых условий обитаемости и даже подбор психологически совместимого экипажа. Циолковский не ограничился тем, что указал на средство проникновения человека в космос — ракету, но и дал подробное описание двигателя. Пророческими оказались идеи Циолковского о выборе жидкого двухкомпонентного топлива, о регенеративном охлаждении камеры сгорания и сопла двигателя компонентами топлива, керамической изоляции элементов конструкции, раздельном хранении и насосной подаче компонентов топлива в камеру сгорания, об управлении вектором тяги путем поворота выходной части сопла и газовыми рулями.


Сергей Александров. Земные катастрофы Циолковского

Думал Константин Эдуардович и о возможности использования других видов топлива, в частности, энергии распада атомов. Мысль об этом он высказал в 1911 году. В том же году Циолковский выдвинул идею создания электрореактивных двигателей, указав, что " может быть с помощью электричества можно будет со временем придавать громадную скорость выбрасываемым из реактивного прибора частицам ".

В 1926 году Циолковский для достижения первой космической скорости предложил применить двухступенчатую ракету, а в 1929 году в работе "Космические ракетные поезда" дал стройную математическую теорию многоступенчатой ракеты, в 1934-1935 гг. в рукописи "Основы построения газовых машин, моторов и летательных аппаратов" предложил еще один способ достижения космических скоростей, получивший название "эскадры ракет".

Особенно большое значение придавал ученый проблеме создания межпланетных станций. В решении этой задачи он видел возможность осуществления давней мечты о завоевании человеком околосолнечного пространства, создания в будущем "эфирных поселений". Циолковский наметил грандиозный план завоевания мировых пространств, который в настоящее время успешно осуществляется.

Перу Циолковского принадлежит много научно-фантастических произведений: "Вне Земли", "На Луне", "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения" и другие, которые являются прекрасным образцом научно-фантастической литературы. В них глубоко научно излагаются основные положения науки о звездоплавании, принципиальные основы устройства средств ракетной техники, подчеркивается значение для людей освоения просторов Вселенной. В повести "Вне Земли" красной нитью проходит идея интернационализма в космических исследованиях.

Работы К.Э. Циолковского по ракетодинамике и теории межпланетных сообщений были первыми строго научными изысканиями в мировой научно-технической литературе. " Время иногда неумолимо стирает облики прошлого, но идеи и труды Константина Эдуардовича будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники ", - такую оценку Циолковскому-ученому дал С.П. Королев .

Философские сочинения Циолковского

Циолковским написано 181 произведение философского характера (эта цифра составляет 33% от общего числа работ "калужского мыслителя"). По жанру эти произведения могут быть классифицированы как книги, статьи и заметки (134), ответы на вопросы читателей и корреспондентов (25), отчеты о проделанной работе (2), обзоры, перечни написанных и опубликованных трудов (19), интервью (1). Кроме того в личном архиве Циолковского сохранилось 112 подготовительных материалов к философским произведениям - выписок, планов, заметок, набросков.

Философские тексты Циолковского существуют в виде рукописей и публикаций. Хотя цифра, характеризующая объем философских сочинений мыслителя, внушительна, они далеко не равнозначны с точки зрения подготовленности к вынесению их на суд читательской аудитории. Пожалуй, большинство из них остались не доведенными до такой степени "зрелости" текста, которая позволяет автору ввести свой труд в широкий культурный оборот. Сам Циолковский опубликовал только 35 (из 181) философских произведений. Изучение степени завершенности его философских текстов показывает, что эта цифра ненамного возросла бы, даже имей он самые благоприятные финансовые и идеологические условия для их издания.

Хотя познавательный и исследовательский интерес представляют, естественно, все философские тексты Циолковского, среди них выделяется несколько этапных произведений, наиболее полно и четко отразивших взгляды и убеждения ученого. К ним относятся: - статьи "Научные основания религии" (1898), "Нирвана" (1924), "Бог милосерд" (1915), "Горе и гений" (1916), "Наука и вера" (1917); - цикл "Мысли о лучшем общественном устройстве", включивший сочинения "Этика или естественные основы нравственности" (1903-1918-1928), "Идеальный строй жизни" (1917), "Приключения атома" (1917-1918), "Общественный строй" (1917-1918), "Свойства человека" (1917-1918), "Богатства Вселенной" (1919-1920); - цикл "Евангельских преданий" (1918-1926); - статьи и заметки "Монизм Вселенной" (1925, 1931), "Причина космоса" (1925), "Двигатели прогресса" (1927-1928), "Ум и страсти" (1928), "Любовь к самому себе или истинное себялюбие" (1928), "Воля Вселенной" (1928), "Неизвестные разумные силы" (1928), "Общественная организация человечества" (1928), "Научная этика" (1930), "Монистический материализм" (1931), "Есть ли бог" (1925, 1931-1932), "Ничего нет (Мысли безбожника)" (1932), "Космическая философия" (1935).

Философские сочинения Циолковского несут на себе отпечаток влияния на его мировоззрение многих и зачастую самых противоречивых систем. Не случайно, Циолковский неоднократно замечал: "Все, что я пишу, конечно, навеяно чтением книг и работами других авторов... Что это так, видно из того, что я готов отречься от приоритета всего, что сообщаю..." Совокупность идей, гипотез, тезисов, составивших содержание его философских сочинений, Циолковский назвал "Космической философией". Ее центральным элементом стало смоделированное с помощью научных методов учение о смысле жизни и постижении его в процессе реализации нравственной практики. Иными словами, ядром "Космической философии", по утверждению самого Циолковского, является этика.

rss